понедельник, 19 ноября 2012 г.

Белорусский Дед Мороз и восточнославянские колядки

 Снова понедельник, а это значит, что в гости к вам спешит
"новый" Дедушка Мороз, в этот раз из Беларуси!
Встречаем Зюзю!

Белорусский Дед Мороз  - родной брат русского. Зовут его Зюзя.




     























Зюзю, или бога Зимы, наши предки представляли в образе деда с длинной бородой,
который живет в лесу, ходит босиком и, согласно поверью, вызывает пургу, метель,
стужу.
Когда бывает сильный мороз, считается, что он бьет своей булавой по деревьям,
которые как будто от этого трещат. Временами Зюзя забредает в деревню, чтобы
предупредить крестьян о надвигающихся трескучих морозах, избавить от холода
какую–нибудь бедную семью или дать вдоволь наесться кутьи. Недаром присказка
существует:
"Зюзя на дворе — кутья на столе". И сегодня нередко можно услышать:
"Замерз, как зюзя!" 

       Владения белорусского Деда Мороза расположились на территории
национального парка "Беловежская пуща". Резиденция Деда Мороза расположена
в глубине пущи в окружении заповедного леса на бывшем зубропитомнике, куда
раньше зимой приходили кормиться зубры. Общая площадь поместья составляет
15 гектаров.
















       На территории резиденции произрастает, как заявляют в национальном парке,
самая высокая в Европе сорокаметровая натуральная ель, которой 120 лет.
На Новый год она является главной достопримечательностью резиденции. 



   












На входе гостей встречают два деревянных рыцаря — Дуб-Дубович и Вяз-Вязович.
Недалеко от елки установлены скульптурные группы и композиции из дерева
по мотивам сказок "Белоснежка и семь гномов" и "12 месяцев".
Каждый месяц имеет изображение соответствующего ему знака гороскопа.
По преданию, если дотронуться до своего месяца и загадать желание,
то оно обязательно сбудется.

          Еще больше фото здесь - Памесце беларускага Дзеда Мароза 
А если вы захотите встретить Новогодние и рождественские праздники с народным
восточнославянским колоритом, то вамсюда

         Культура проведения новогодних и рождественских праздников
восточными славянами формировалась веками и подчинена она была чаще всего
религиозным и календарным обрядам и правилам.
К счастью, многое из культурного наследия наших предков изучено, сохранено,
а кое-что даже воспроизводится в наши дни.

Из книги "Золотые правила народной культуры" Оксаны Котович и Янки Крука
"... Празднование Коляд начинается вечером 6 января обрядовой трапезой,которая 
называется Первой, Постной, Бедной кутьей. 7 января во всех дворах ждут приходя
«калядоўшчыкаў». Вечером 13 января отмечали Вторую, Щедрую, Богатую кутью,
встречали Новый год (по старому стилю). Утром 14 января совершались «засеўкі» -
очердной обрядовый обход всех подворий 12-летними ребятами с пожеланиями
хорошего урожая зерновых культур. Наконец, вечером 18 января праздновали Третью,
Постную, Крешенскую кутью. Заканчивались Коляды 20-21 января.

6 января – канун Коляд и Рождества, Кутейник. 
Навечерие Рождества Христова – день строгого поста. Вечером в церквях
освящается сочиво (размоченные в оде хлебные зерна) или кутья.
Поэтому и день называется Сочельник (Кутейник)
Главное блюдо на праздничном столе – кутья – медовая каша, приготовленная из
очищенных зерен ячменя.
Кроме этого на праздничный стол подавали и другие постные блюда: рыбу
с подсолнечным или льняным маслом, квас с грибами, овсяный кисель,
моченые яблоки, квашеную капусту, сушеные ягоды, орехи.















Несколько обрядов, совершаемых с древности на Рождество,
покажутся интересными и современным женщинам:
- В Сочельник женщинам надо было обязательно намотать нитки в тугие клубки,
«каб такія вылікія і тугія былі качаны капусты» (не забываем о втором более
современном значении слова «капуста»))))
- Чтобы волосы у девочек росли лучше, надо было в канун Рождества положить веревку
под подушку: «чтобы коса была длиннее, чем веревка».

7 января – Коляды, Рождество Христово. Вечером этого дня по деревням
ходили «калядоўшчыкі», «колядники», «ряженые» - переодетые в вывернутые
наизнанку кожухи, в маски животных, они «водили»
с собой «козу», «медведя», «коня», «журавля», несли «звезду», внутри которой
помещалась икона и горела свеча. Ряженые – это не кто иной, как души наших
предков, которые, заходя в каждый дом, желали его хозяевам благополучия,
здоровья, хорошего урожая.














Персонажи животных среди колядующих – это самые древние основатели
рода человеческого, а более поздние времена – покровители отдельных племен. 
В одном регионе, например, на Витебщине тотемно-первопредком был, вероятно,
медведь; в другом – на Минщине – скорее всего коза;
а на Полесье особым почтением пользовались журавль и аист.

           Восьмиконечная звезда – символ небесного предвестника рождения Спасителя
            – Вифлиемской звезды.















       В каждой избе колядники исполняли специальные обрядовые, заключительная часть
которых содержала здравицы в честь хозяев и обязательную просьбу щедро одарить гостей.

         13 января – Коляды, Щедрый вечер, Богатая кутья
         В этот вечер начиналось «шчадрованне». На этот раз обход деревни совершали девушки.
Среди подруг они выбирали самую красивую – «шчодру», наряжали ее в самые лучшие одежды,
голову украшали веночком из разноцветных бумажных лент. Опять же, обходя дом за домом,
они поздравляли хозяев с наступающим Новым годом.

         











         18 января – Крещенский сочельник
         Навечерие Богоявления – Крещенский сочельник – день строго поста.
В этот день едят только одно блюдо – сочиво (кутью) – кашу из зерен злаков с медом, ягодами.
Вечером этого дня в храмах совершается великое освещение воды, которое повторится в сам
праздник Крещения.

         20 января – Проводы Коляд
         Конец постов, начало зимнего «Мясоеда».

          21 января
      В этот день было принято угощать кума с кумой (крестных родителей ваших детей).
Считалось, что это угощение приносит здоровье детям."

"Колядовала и щадровала" вместе с вами Лена-Tuargaritka.

2 комментария: