четверг, 5 марта 2015 г.

Анонс месяца - "Весна на Заречной улице"

Здравствуйте, дорогие наши читатели!
Вот и весна за окном!
Солнышко греет теплее и птички поют!
И сегодня с вами Ksyxa, и я буду рассказывать вам о моем, наверное, самом любимом фильме "Весна на Заречной улице"...


Немного сентиментальная картина с незамысловатым сюжетом пленяет АО СИХ пор удивительной чистотой и лиризмом наполняющего ее чувства. Она была второй картиной молодых режиссеров Марлена Хуциева и Феликса Миронера, закончивших ВГИК в 1952 году и успевших снять только дипломный фильм "Градостроители". И она же - "Весна на Заречной улице", появившаяся в 1956 году, - ознаменовала начало "оттепели" в кино.
Закончив в 1952 году институт кинематографии, Марлен Хуциев становится режиссёром на Одесской киностудии. Работая помощником режиссёра в различных киногруппах, он пишет сценарий для своей первой большой художественной картины. Начальный вариант сценария не был принят к постановке и М. Хуциеву пришлось дорабатывать его вместе с Ф. Миронером, соавтором по дипломному фильму. Снимать фильм начали с 1953 года, а премьера фильма состоялась 26 ноября 1956 г.. Фильмом «Весна на Заречной улице» М. Хуциев открыл дорогу новому поколению актёров: в картине дебютировали выпускники ВГИКа Ю.Белов, Н.Рыбников, Г.Юхтин. Роль учительницы Татьяны Сергеевны сыграла непрофессиональная актриса Нина Иванова.

Бо́льшая часть киносъёмок прошла в Запорожье. Некоторые сцены снимались в Одессе. В Запорожье съёмки проводились на заводах Запорожсталь, Днепрпоспецсталь. Кроме заводских сцен съёмочная группа работала также в 47-й и в 4-й средних школах рабочей молодежи на Павло-Кичкасе, в парке «Дубовая роща», райвоенкомате, Дворце культуры алюминиевого комбината (в советское время — Дворец культуры им. С. М. Кирова)[10][3][11].
Николаю Рыбникову помогал вживаться в образ 23-летний Григорий Пометун, впоследствии заслуженный сталевар Украины.
Вот здесь очень интересная статья-расследование про фильм "Весна на Заречной улице", в ней присутствует занимательное интерьвью с Григорием Пометуном. Вот отрывок из этой статьи:
 "Дружба запорожского сталевара и ставшего широкоизвестным после выхода «Весны» Николая Рыбникова не прекратилась с окончанием съемок. Она продолжалась до самой смерти Николая Николаевича. Запорожье стало для актера второй родиной. Сюда он приезжал много раз. Чаще всего на День металлургов. Встречался с рабочими коллективами и обязательно, хоть на несколько минут, заходил к Пометунам.
 Здесь его встречали, как самого близкого человека. К ним он заходил, чтобы отдохнуть душой, поделиться своими планами, просто повидаться с хорошими друзьями, как это было в молодости, в 53-м.
 — Для меня он не только талантливый актер, но прежде всего замечательный, душевный человек, — говорила о Рыбникове Александра Ивановна Пометун, когда я был у них в гостях.
 Последний раз Рыбников был у Пометунов в 1986 году. По словам Григория Константиновича, он приезжал в Запорожье для эпизодического участия в новом фильме. По-моему, это был фильм о боевых действиях на Хортице в период ВОВ, где он играл роль генерала. Прямо в генеральской форме и заявился к Пометунам.
- Ну, как, Шурик, похож я на генерала? – прямо с порога обратился он к Александре Ивановне.
 — А почему бы и нет, — ответила та, улыбаясь. – В кино тебе давно надо присвоить генеральское звание. Да и по солидности соответствуешь – животик уже отрастил.
 Пошутили, посмеялись, поговорили. Всего несколько минут – он торопился на съемки."

      Фильм начинается с приезда в город, в котором расположен металлургический комбинат, выпускницы педагогического института Татьяны Сергеевны Левченко(Н. Иванова). В городском отделе образования она получает направление преподавать русский язык и литературу в вечерней школе рабочей молодежи. В её классе учатся молодые рабочие металлургического завода, и среди них — компанейский парень Саша Савченко (Н. Рыбников). Саша — известный человек на комбинате, он — сталевар, ударник труда. В фильме развиваются несколько любовных линий, центральной темой которых становится любовь Саши к Татьяне, которая вначале равнодушна к его ухаживаниями.

Картина "Весна на Заречной улице" имела большой успех у публики, была высоко оценена и критиками, которых больше всего поразила "правда повседневности", достоверность изображения жизни рабочего поселка.
Совсем еще недавно, в начале тех же 50-х годов, они вынуждены были любоваться "лакировкой действительности" на экране - гладко причесанными, ухоженными и нарядными людьми в сверкающих чистотой декорациях каких-нибудь "Донецких шахтеров".
Операторы Радомир Василевский и Петр Тодоровский сняли фильм достаточно традиционно, в так называемых "естественных" композициях и колористике, заметно стремясь к созданию благоприятных условий для работы актеров и уделяя особое внимание крупным планам героев - Саши Савченко и Татьяны Сергеевны.
Потому что и для постановщиков фильма первостепенное значение имело именно актерское творчество. Ведь они реализуют на экране принципиально новую по своим содержательным задачам историю, в которой пафос "коллективизма" уступает место вдумчивому вглядыванию в отдельного человека, с намерением увидеть в нем личность со сложным внутренним миром. Авторское уважение к индивидуальности, к тому, что человека выделяет в толпе, а не уравнивает с ней, было первым признаком гуманизации искусства на новом витке истории, сказавшимся в "Весне на Заречной улице".
Таня Левченко в исполнении Нины Ивановой выглядит поначалу тем строгим, подтянутым существом, нашпигованным знанием школьного курса литературы и инструкциями районо, каким, надо полагать, мыслили идеал преподавателя воспитавшие ее профессора педагогического института Она сдержанна, но не скрывает того, что готова стать наставницей и сеятельницей "разумного, доброго, вечного". Однако нормативный мир, олицетворенный юным созданием с пушистой головкой и беломраморным личиком, приходит, по воле авторов фильма, в постоянное противоречие с живой, шероховатой и многотрудной действительностью, у которой свои законы.

Совершенно правильно, казалось бы, требует учительница на первом же опросе класса, чтобы ученица встала, отвечая на вопрос Татьяна Сергеевна сурово настаивает на этом, не обращая внимания на смущение своей взрослой собеседницы и недоуменные взгляды всех остальных. Добившись же своего, учительница сама вынуждена смутиться: у этой учащейся вечерней школы скоро родится ребенок и ей тяжело вставать из-за тесной парты.
Нет сомнений, что ученики должны быть воспитанными, ходить по струнке, не кричать с места Но на занятия приходят крановщики, шоферы и сталевары, только что отработавшие полную смену среди грохота металлургического комбината. И учительница, так хорошо запомнившая фразы учебников о бессмертной комедии Грибоедова "Горе от ума", не осознает собственной комической беды - горя от казенной образованности при отсутствии истинного понимания смысла происходящего, не говоря уже о душевности и чуткости.
Любопытна обстановка комнаты, в которой живет Таня, - в ней парит нарочитая пустота, если не считать книг, сложенных аккуратной стопкой, и портрета Блока в рамке. К знакам аскетической интеллигентности добавлен рахманиновский концерт для фортепьяно с оркестром, который звучит по радио в ответ на заявку Тани. Она упоенно слушает музыку, забыв о госте - Саше Савченко, который сидит рядом, разминает папиросу, но, не посмев закурить, прячет ее, долго ждет, поглядывая на хозяйку, и, наконец, уходит.

Герой Н. Рыбникова - Саша Савченко - передовик труда, чья фотография красуется на Доске почета Саша и сам не прочь покрасоваться, прекрасно осознавая, что он - душа компании и всеобщий любимец. Новая учительница в вечерней школе выглядит ершистой недотрогой, однако Саша привык сокрушать женские сердца и действует поначалу привычным методом: заперев во время перемены дверь класса, признается в нежных чувствах учительнице и требует ответных слов, подтверждающих взаимность.
Высоколобую же поклонницу Рахманинова подобное поведение раздражает и пугает. "Вы пьяны", - лепечет она в ответ на дерзость ученика. "Брезгуете, значит, рабочим?" - с издевательской иронией спросит он в свою очередь учительницу в присутствии ухмыляющихся приятелей.
Однако вскоре выяснится, что легкомысленные Сашины поступки свидетельствуют вовсе не о поверхностности его чувства. Его любовь к Татьяне Сергеевне оказывается подлинной и глубокой. Саша перестает ходить в школу, порывает на некоторое время и дружбу с приятелями, темнеет лицом и замыкается в себе. Любовь к Тане заставляет его усомниться в своем превосходстве над окружающими, в образе жизни и привычной системе ценностей. Это было явлением абсолютно новым в отечественном кинематографе, где передовик труда, полюбивший учительницу, сам являл собою плакатную норму всех гражданских и нравственных добродетелей, и возникшая было у него мысль о том, что он "не пара" возлюбленной, опровергалась самим Сталиным.


"Весна на Заречной улице" была первой ласточкой "оттепели" в кино, и гуманизация искусства, начавшаяся в постсталинское время, сказалась в ней в простодушно-открытом обожании авторами своих героев. В этом фильме ничуть не скрыты слабости людей, но нет отрицательных персонажей. Даже шофер Юра в исполнении Владимира Гуляева интригует против Татьяны Сергеевны не со зла, а желая сохранить Сашу своим закадычным дружком, уделяющим все свободное время ему и его компании, их немудреным вечеринкам с возлияниями и прогулками в городском саду.
Вовсе не злодейкой оказывается и прежняя Сашина подружка - Зина, чья комната с наглаженными салфетками и множеством подушек на никелированной кровати должна была поначалу свидетельствовать о ее "мещанстве". Зина - дочь продавщицы пива, впитавшая в себя ее убогие представления о жизни. Она хочет выйти замуж за Сашу и подчеркнуто демонстрирует Татьяне Сергеевне свои с ним отношения. Однако эта девушка действительно любит Сашу и искренне страдает, осознав, что их роману пришел конец. Ее мать больше встревожена тем, что теряет потенциального зятя с высокими заработками. И тогда Зина, всегда послушная своей матери, кричит, сжав кулачки: "Для вас он только мрк, хозяин, деньги! А любви, любви для вас нет?!"
Прощальный разговор Зины и Саши происходит под проливным дождем. Промокли изящные ее туфельки, вода струится по крепдешиновому платью, но Зина, вероятно, впервые не замечает, что портятся дорогие вещи, чувствует себя несчастной совсем по другой причине.


И все же, сколь ласковой ни была интонация авторов, сколь благодушно-оптимистичным ни был их настрой, они все же избежали слишком торопливого и фальшивого хеппи-энда, предпочтя открытый финал. Незамысловатая метафора с "многоточием", о значении которого спрашивается в экзаменационном билете, прочитанном Сашей Савченко, предлагает зрителю самому додумать словно бы еще не вполне ясный конец показанной истории..

Интересные факты:
  • Познакомившись на съёмках актриса Нина Иванова и оператор Радомир Василевский после окончания картины поженились.
  • В фильме «Легкая жизню» (1964) Нина Иванова снялась в эпизодической роли в сцене встречи выпускников педагогического института. Преподаватель вызывает Таню Левченко, на что она отвечает: «А я не Левченко, я — Савченко».
  • В фильме Юра (Гуляев) ухаживает, причём безрезультатно, за девушкой Алей (Шорохова). В жизни же они в это время были мужем и женой, но впоследствии их брак распался.
  • В фильме допущено несколько киноляпов. Среди них:
    • Автомашина Юрия имеет различные номерные знаки спереди и сзади.
    • В сцене где герой Рыбникова приходит в школу в подвыпившем состоянии и заходит в класс, на него надета водолазка. Когда же он выбегает со школы, на нём видна рубашка.
    • В конце фильма главный герой, Саша Савченко, открывает окно в учебном классе, и ветер сдувает экзаменационные билеты с учительского стола, Савченко бросается их ловить. Видно, что рукава его рубашки оказываются то засученными, то нет.


Информация взята здесьздесь и здесь!

Вот такое кино ;))


5 комментариев:

  1. обладеть!!!!!!!!!! я этих ляпов никогда не видела, а фильм посмотрела уже раз 100!!!!!!!!!!!!!! обожаю его! всегда смотрю "Девчат", а потом "Весну на Заречной улице" - сразу )))) и могу на следующий день взять и пересмотреть её снова ))))
    читала и боялась спугнуть.... так открыто кто-то пишет и о любимом мной фильме, сейчас же все о нём узнают, но они ведь не смогут полюбить его так, как я.....
    потом читала и понимала, что это не впечатления автора статьи, это критика, как в школьные годы, "слизанная" из какой-то умной книги )))) думаю, эх, жалко, что просто скопировано, что не живые эмоции... И в то же время читала, узнавала, сопоставляла (водитель Юра был в жизни Алиным мужем???? ну вот никогда бы не подумала!!!!!!!!!!))), впитывала информацию.... уже было неважно, критика или впечатления... и теперь хочу сказать СПАСИБО! просто большое человеческое спасибо.
    так много всего написала, вырвалось, не могу сдержать всё это в себе )))
    пойду пересмотрю фильм снова )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ох, Вика, я бы с удовольствием поделилась своими мыслями по поводу фильма, но совсем не могу излагать свои мысли... Поэтому пока так, ищу в интернете и делюсь с вами и думаю, что кому-то это интересно..., по крайней мере я получаю огромное удовольствие от поиска и перечитывания разных статей и просмотра фотографий....

      Удалить
    2. посмотрела ))) номера машины все равно прглядела, а рукава в конце - точно!!!!!!! ну это ж надо!
      спасибо за вдохновение!!!!! вы сделали мой день!

      Удалить
  2. Ксения, спасибо за такой интересный экскурс в историю этого фильма!!! С нетерпением буду ждать задания!!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Любимый мой фильм, смотрю каждую весну)

    ОтветитьУдалить